Блог SkillsCup.com

T-Shape или Т-образные специалисты

Кто такие "Т-образные специалисты", и почему их наличие важно для эффективности команды.

Главное

Компетенция = знания + навыки.
Т-образные навыки или Т-образные люди – метафора описания компетенций сотрудников.
На букве T:
  • Вертикальная черта – глубина знаний и развития навыков в своей основной области.
  • Горизонтальная черта – способность сотрудничать и применять компетенции в смежных областях, отличных от своей основной.

Идеальный Т-сотрудник – обладает компетенциями, позволяющими с нуля написать софт и вывести его в пром. Например, для веб-приложения это можнт быть = базы данных, PHP, HTML, CSS, JS, верстка макета Photoshop.
Нормальный Т-сотрудник — не будет слишком сильно жаловаться, когда его попросят поработать вне его компетенции, а возьмется за задачу, разберется и сделает, путь и медленнее.

На самом деле буква Т – неровная.


Дополнительно

1980-х годах термин "Т-образный человек" использовался внутри компании McKinsey & Company для подбора и развития консультантов.

Другие буквы

Другие метафоры развития смежных навыков:
  • I-навык = хорошо развитая основная компетенция.
  • П-образные навыки = глубокий функциональный/предметный опыт + общие управленческие навыки.
  • М-образные, Ш-образные = T-shape с несколькими глубоко развитыми компетенциями. Эти спецы хороши на среднем уровне во многих темах, а в нескольких – мастера.

Смежные термины

  • Full-stack developer – в терминах выше это М-shaped, но в части разработки и тестирования. Не всегда это означает наличие продуктовых и дизайнерских навыков.
  • Bus/truck factor.
  • Кросс-функциональная команда – команда, обладающая всеми компетенциями, чтобы реализовать проекта от идеи до результата. При этом каждый участник команды может быть и I-shaped, однако в этом случае очень низкий "фактор автобуса", скорость команды может быть нестабильной, а прогнозы готовности неточными.
  • Матрица компетенций или Star map – инструмент для диагностики команды с целью повышения фактора автобуса и эффективности команды.

Эти темы мы подробнее обсуждаем с группой на курсе "Основы Agile и Scrum".


Преимущества развития смежных навыков

Для команды

  1. У команды в целом больше компетенций => команда может выполнять приоритетные задачи, а не то, на что хватает компетенций.
  2. Равномернее загрузка и, опять же, на приоритетные задачи, а не "поделаю пока что вот это".
  3. Повышается понимание задач друг друга => участники больше вовлекаются на планировании и синхронизациях => разносторонне выявляются риски => сокращается количество неожиданных происшествий.
  4. Повышается взимовыручка и поддержка между участниками команды, сокращаются претензии, улучшается климат, растет командный дух.
  5. Больше возможностей у команды, выше самостоятельность = "можем сделать" => выше внутренняя ответственность.
  6. Повышается bus factor = меньше ограничений внутренних и зависимостей друг от друга. Взаимозаменяемость.
  7. Меньше просадок по компетенциям => cтабильнее скорость производства => точнее предсказания/оценки => больше доверия команде.
  8. Скорость выше.
  9. Чаще готовый инкремент в конце каждой итерации.
  10. Снижается микроменеджмент.
Диаграмма причин-следствий
Зеленая стрелка – положительная связь, изменение в одном направлении. Розовая – отрицательная связь, изменения в противоположных направлениях.

Плюсы для сотрудника

  1. В одиночку можете вытянуть мини-проект от и до.
  2. Работа разнообразнее, меньше устаёт от однообразия, мотивация выше. Можно выбирать, что интереснее, менять направление внутри команды.
  3. Шире выбор вакансий.
  4. При желании проще стать Team lead или архитектором.

Ограничения развития T-shaping

  1. Нежелание напрягаться ради изучения нового.
  2. Нежелание развиваться в опаске стать крайним: "Если я буду многостаночником, то на меня будут больше взваливать, я если откажу или не успею, будут недовольны."
  3. Нежелание развиваться в опаске стать "недоспециалистом" (мнение участников команд). Желание быть мастером в каком-то деле, а быть мастером в нескольких дисциплинах одновременно — сложно/невозможно.
  4. Страх заменяемости => желание быть незаменимым и этим повышать свою стоимость в компании.

Возможные минусы для сотрудника

  1. В каждой отдельной области хуже, чем узкий-глубокий специалист.
  2. И не успевает за всеми тенденциями, потому что технологии обновляются очень быстро, а изучать одновременно и вглубь, в вширь — трудно.
  3. И при использовании нескольких языков/технологий приходится чаще подглядывать в мануалы => снижается скорость.
  4. Такой сотрудник всегда насхват, постоянно загружен работой.
  5. И поэтому беспокоят на выходных и в отпуске.
  6. И поэтому изучение глубже идёт всё медленнее.
  7. И если работает над одним продуктом, то выше вероятность перегрузки.
  8. Бывает, что в команде такой один, а на другие участники отвечают за свои стаканы задач.
  9. И тогда такого трудно заменить => становится тем незаменимым, но не по одной компетенции, а по нескольким, и по всем сложным задачам (снижается bus factor).
  10. И тогда не вся команда отвечает за весь продукт, а в большей степени именно он.
  11. И могут прилетать неинтересные legacy задачи, "а кому же еще – ты же это знаешь, тебе ведь не сложно".
  12. И могут прилетать сложные дефекты чаще, чем другим.
  13. Узкий специалист по самому дорогому навыку зарабатывает больше. (Но хотите ли заниматься только одним этим?)
  14. По ключевым словам в резюме могут звать на случайные вакансии.
  15. Непросто найти место с тем же full stack. Плохо, что что-то будет другим. Хорошо, что пересечений больше.
  16. Если написать в резюме много-много всего, то рекрутеры не поверят. Решение: адаптируйте резюме под каждую вакансию.


Эти темы мы разбираем с группой на курсе "Основы Agile и Scrum".

Альтернативные точки зрения

Их важно знать для обладания разносторонним взгллядом и для постановки своего мнения под сомнение.
  1. "Фулстеки — это вечные мидлы. Не идите по этому пути, если не хотите страдать" habr.com/ru/post/429612/
  2. "Чем плохо быть full stack разработчиком" habr.com/ru/post/278467/ 
Agile
Made on
Tilda