Блог SkillsCup.com

Коридорные тесты – быстрый фидбэк на ваш прототип

Что такое "коридорный тест"

Коридорный тест – это быстрое UX-тестирование разрабатываемого продукта/услуги.
  • Тестировать можно интерфейсы, функционал, фичи, посадочники/лендинги, CJM раскадровки, screen flow, статьи, письма, рекламу.
  • Занимает 5-10 минут.
  • Называется так, потому что достаточно выйти в коридор офиса и попросить поучаствовать 5–10 человек, не участвующих в создании продукта.
  • Критерий достаточности тестирования – когда информация начала повторяться.
  • Можно проводить итерациями по 3–5 тестов с последующей доработкой.
  • Можно проводить, находясь рядом физически или online.

Преимущества метода

  1. Быстро – 5–10 минут на 1 тест, по 3–4 теста в серии.
  2. Просто – не требует сложной организации.
  3. Дешево – не требует привлечения подрядчиков и денег.

Когда проводить коридорный тест

Допустим, у вас есть эскиз, черновик, макет, прототип, раскадровка экранов (screen flow), MVP или другой предварительный вариант продукта. И обычно вы почему-то предполагаете, что именно так, как вы и задумали, пользователь:
  • читает тексты,
  • понимает формулировки,
  • обращает внимание на акценты,
  • использует элементы управления,
  • перемещается по пути сценария,
  • и совершает нужные вам действия.
Спойлер: на самом деле вообще нет!
Скорее всего вы ошибаетесь. Это лишь гипотезы, и нужно обязательно проверить, как оно происходит в реальности. Вы удивитесь ;)

Зачем проводить коридорные тесты

Тестирование нужно проводить, чтобы, во-первых, узнать, как пользователи воспринимают и используют созданное вами. Варианты:
  • Именно так, как вы и предполагали – волшебно! Хотя если это первая версия, то подозрительно.
  • Не совсем так, как задумывалось – то выявите шероховатости, преграды, затыки, а затем устраните их, и проведите ещё одну серию тестов.
  • Совсем не так – прекрасно, что выяснили это врано, а не после ложения времени и денег в создание. Создайте другой вариант, и протестируйте его.
А во-вторых, чтобы как можно раньше выявить неудачные варианты и не потратить впустую время и деньги на их создание.
Коридорные тесты НЕ проводятся для выбора одного из вариантов – для этого существуют А/В-тесты, однако их проведение сложнее, чем может показаться, особенно в части изолирования эксперимента и интерпретации статистически значимых результатов.

Где искать респондентов для тестирования

  1. Участники команды обычно не подходят, потому что они предвзяты.
  2. Иногда достаточно участников соседних команд, но они тоже могут быть в курсе вашего продукта, и поэтому их мнения даже вредны. К тому же, через 10–20 диалогов понадобятся новые люди.
  3. Зачастую новые свежие пользователи, которые ни разу не видели ваш продукт.
  4. Иногда нужны люди из конкретной отрасли и определенным опытом, например, специалисты по закупкам, по выбору поставщиков, по обучению.
  5. Или наоборот – люди не из отрасли.
Искать респондентов можно так же, как и при интервью о проблеме.

Как проводить коридорный тест

1. Подготовьте объект исследования. Это может быть интерфейс приложения, конкретный функционал, фича, посадочная страница (landing page), раскадровка экранов (screen flow), статья, рекламу или другой материал, отражающий возможные сценарии поведения пользователя (CJM).
2. Откройте все ссылки заранее, чтобы не искать и не ждать загрузки во время теста.
3. Придумайте легенду на 1 минуту, чтобы задать контекст для пользователя:
  • кто он,
  • какая у него задача,
  • как он пытается её решить, какие действия уже предпринял,
  • как попал в тестируемый объект.
Расскажите легенду респонденту, например:
Ты – менеджер по обучению в одном из крупных банков. Тебе нужно выбрать внешнего подрядчика, чтобы провести тренинг по теме Agile & Scrum для 10 продуктовых команд. Ты ввел запрос в поиске и переходишь по первым 5 ссылкам. Открывается лендинг.
4. Объясните подход к тестированию. Ниже приведен пример, но вы объясните это же своими словами:
Проговаривайте все-все свои мысли и действия вслух.
Вы не должны усиленно стараться разобраться и догадываться. Отключите свою смекалку. Если непонятно, то это вина продукта. Поэтому смело комментируйте всё, что непонятно. Представьте, что вы-уставший видите это вечером, и вам вообще не хочется додумывать, а больше хочется поворчать и покритиковать.
Я понимаю, что "это лично ваше восприятие". И это, как раз, хорошо! Именно ваше восприятие мне и интересно.
Если взгляд блуждает непоследовательно – это нормально. Просто комментируйте вслух, куда посмотрели, что заметили, как поняли.
5. Постоянно задавайте 3 вопроса:
  • Что ты видишь? Например: "Зашел, вижу заголовок, подзаголовок..." Чтобы понять, что привлекает его внимание, а что остаётся незамеченным.
  • Что понимаешь? Например: "Что это означает? Не понял ничего." Как пользователь воспринял информацию, что осталось неясным.
  • Что хочешь сделать / что делаешь? Например: "Листаю дальше. Так, это пролистываю – неинтересно. Ага, вот это читаю... Хм, это уже интересно. А что там дальше? Жму сюда... О, это не ссылка, а просто подчёркнуто – неожиданно."
Задавайте эти же 3 вопроса на каждом новом блоке/экране, слушайте, записывайте. Если пользователь молчит, продолжайте задавать эти вопросы, чтобы он проговаривал все свои мысли и действия.
Фиксируйте действия респондента. Важно не только то, что он делает, но и что он НЕ делает, хотя вы хотите и ожидали именно такого поведения.
Фиксируйте эмоции респондента, и где-когда они возникают. Если один блок вызывает восторг, то вероятнее, что человек пролистнет дальше и изучит следующие. Если пользователь начинает путаться, испытывает дискомфорт, всё больше не понимает, что где и зачем – скорее всего скоро уйдет со страницы.
7. Проведите тест с 3–4 респондентами.
8. Проанализируйте результаты, внесите изменения, подготовьте новую версию, проведите ещё один раунд тестов.

Дополнительные рекомендации

Мышка у вас или пользователя?
  • Мышка у вас, листаете только вы, кнопки нажимаете только вы – предпочтительный вариант. Плюсы: пользователь не сможет быстро и молча прокрутить вниз, и вы узнаете о его мыслях как бы в замедленном режиме. В этом варианте не спрашивайте пользователя "Что делать? Куда жать?", а просто ждите команды.
  • Мышка у пользователя: видно, как пользователь двигает мышкой, куда пытается тыкать, что выделяет. Скорость просмотра близка к реальной. НО! В этом варианте респондент меньше проговаривает, куда он смотрит, что замечает и что делает – вы теряете ценную информацию.
Коридорный тест имитирует обычную ситуацию – пользователь 1-на-1 с сервисом, никого рядом нет, никто ему не помогает, не подсказывает, не объясняет. Отличие лишь в том, что он явно проговаривает свои мысли и нажимает на кнопки через вас.
  1. Не объясняйте пользователю, что и как нужно сделать или зачем тот или иной элемент именно в этом месте.
  2. Не отвечайте на вопросы.
  3. Не подсказывайте. Пользователь завис и не знает, что ему делать? Отлично – это ценная для вас информация! Спросите: "Что видишь? Что думаешь? Что сделаешь?"
Экспертные суждения игнорируйте. Респонденты могут делиться своим мнением о цвете, размещении, элементах управления, удобных вариантах, примерах похожих сервисов. Вам же сейчас интересно НЕ это. Не спорьте, не переубеждайте – не тратьте на это время и энергию – вам это не нужно. Вежливо выслушайте, а затем верните пользователя к тем же 3 вопросам. Вас интересует только поведение и реакции респондента, и не интересует его (не)экспертное мнение.

Что НЕ делать

  1. Не отдавайте управление (мышку).
  2. Не отвечайте на вопросы.
  3. Не обращайте внимания на суждения и мнения.
  4. Не объясняйте детали.
  5. Не подсказывайте.
  6. Не произносите ничего, кроме 3 вопросов.
  7. Не реагируйте мимикой.
  8. Не переубеждайте.

Ограничения метода

Вы НЕ подтвердите, что ваш текст, путь, сценарий или дизайн – хорошие.
Но вы сможете найти его ошибки, которых обычно немало, особенно в первых версиях.
  1. Пользователи видят то, что хотим, чтобы они увидели? Обращают внимание на нужные нам акценты?
  2. На что они НЕ обратили внимания, хотя мы хотели бы?
  3. Как они воспринимают и понимают то, на что обратили внимание? Так, как мы и задумали? Или как-то по-другому?
  4. Достаточно ли понятно, интересно, убедительно?
  5. Что мешает им пройти дальше? Что останавливает? Чего не хватает?

Важно, менее важно, вредно

Важно:
  • куда не нажал,
  • что не увидел,
  • реакции и эмоции.
Менее важно:
  • куда нажал,
  • что увидел.
Вредно:
  • суждения, мнения, рекомендации.

Где найти респондентов

По этой ссылке courses.uncrn.me/tg?invite=CFbMKlHA_QjMviIxedQ8bA чат с комьюнити, организованным командой Product Heroes.
Большое спасибо им за это и за распространение знаний и практик по развитию продуктов!
В частности за эти материалы:
  1. heroescamp.notion.site/c1796b93be3043188dc7b3d34524a348
Продукт